Главным способом защиты работником своих прав, включая и взыскание заработной платы, иных выплат, причитающихся ему от нанимателя, является подача иска в суд. Взыскание зарплаты в судебном порядке остается наиболее действенным методом защиты прав работников. Вот как разрешаются такие дела на практике.
Фабула дела
19.09.2016 г. между истцом И. и ответчиком – ООО «К» был заключен трудовой договор, согласно которому работник был принят на должность менеджера, в структурное подразделение группа комплектации с окладом 33530 рублей, в дополнении к окладу предусматривались премии и иные поощрительные выплаты.
06 октября 2017 г. трудовой договор был расторгнут по инициативе работника.
На момент расторжения трудового договора за период с 19.09.2016 г. по 06.10.2017 г. ответчиком была начислена заработная плата в меньшем размере, чем предусмотрено договором, задолженность составила 187 487,675 рублей.
Задолженность ответчика по уплате заработной платы перед истцом не была погашена.
Позиция истца
Действия работодателя по невыплате причитающейся истцу заработной платы истец счел незаконными, необоснованными и нарушающими его законные права и интересы в соответствии с действующим законодательством РФ.
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате в размере 187 487,65 рублей, компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 35 615,15 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов по оплате на юридические услуги в размере 5 000 рублей, почтовых расходов в размере 487,01 рублей.
Позиция ответчика
Ответчик в судебное заседание представитель не явился, извещался судом надлежащим образом.
Решение Люберецкого городского суда Московской области.
Суд, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, выслушав пояснения истца, счел, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям, в порядке ст. 167 ГИК РФ.
В силу ч. 2 ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника – о
восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что И. с 19.09.2016 г. по 06.10.2017 работала в ООО «К» в должности менеджера в структурном подразделении группа комплектации, что подтверждается трудовым договором № 094.
Согласно приказу, оклад истца составлял 33 530 рублей в месяц.
06.10.2017 г. трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены по инициативе работника.
Судом установлено, что истцу ответчиком не выплачена заработная плата с января 2017 г. по октябрь 2017 г., задолженность ответчика перед истцом по заработной плате составляет 181 207,65 рублей, исходя из расчета, на основании справки о доходах физического лица за 2017 г. и выписке по всем картам счета № ХХХХХХХХХ на отчетный период – 01.09.2016г. по 30.08.2018г., выданной КБ «МКБ» (ПАО).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работник! устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором трудовым договором.
На день рассмотрения настоящего дела задолженность по заработной плате ответчиком не погашена, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание письменные доказательства о размере задолженности по заработной плате, сумма задолженности подлежит определению в размере 181 207,65 рублей взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении 1 других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатит! их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплате по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективных договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанно! денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя
Статья 19 ГК РФ предусматривает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 07.10.2017г. по 04.09.2018г. составляет 30 569,73 рублей и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку судом установлены неправомерные действия ответчика по удержанию заработной платы, требования истца о взыскании морального вреда на основании ст. 237 Трудового кодекса РФ, подлежат удовлетворению в части.
Суд оценивает причиненный И. моральный вред в 10000 рублей, поскольку при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 98 ГИК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из материалов дела усматривается, что истцом понесены расходы по оказанию юридических услуг в размере 5000, почтовые расходы в размере 487,01 рублей.
Таким образом, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, с ответчика в бюджет городского округа Люберцы Московской области подлежит взысканию государственная пошлина по имущественному требованию в размере 4 824,15 рубля.
На основании ст.333.19 НК РФ, с ООО «К» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа Люберцы Московской области по неимущественному требованию в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Исковые требования И.— удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «К» в пользу И. задолженность по заработной плате за период с января 2017 г. по 06 октября 2017 г. в размере 181 207,65 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 07.10.2017 г. по 04.09.2018г. в размере 30569,73 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по оплате за юридические услуги в размере 5000 рублей, почтовые расходы в размере 487,01 рублей.
В остальной части требований истца, превышающих размер взысканных судом сумм -— отказать.
Взыскать с ООО «К» в доход бюджета городского округа Люберцы Московской области государственную пошлину по имущественному требованию в размере 4824,15 рублей, по неимущественному требованию в размере 300 рублей.
Решение не было обжаловано и вступило в силу 14 ноября 2018 года.