Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был одобрен законопроект, предусматривающий блокирование сайтов, на которых размещена информация, порочащая честь и достоинство граждан и юридических лиц.
Сам проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ 2 апреля 2018 года и ставит своей целью повышение общего уровня исполнения требований об удалении из сети Интернет информации, которая может порочить честь, достоинство или деловую репутацию как конкретного гражданина, так и юридического лица.
В статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае обнаружения сведений, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию физического лица, данное лицо имеет право требовать удаления соответствующей информации и публикации опровержения тех сведений, которые в публикации содержались. При этом, если в отношении нарушителя были приняты меры ответственности за неисполнение судебного решения, это не означает, что он освобождается от необходимости опровержения и удаления порочащей информации. Защитить свою деловую репутацию юридическому лицу можно, опираясь на ч. 11 ст. 152 Гражданского кодекса РФ.
Однако, наличие статьи 152 в Гражданском кодексе РФ не препятствует многочисленным случаям ее нарушения. Очевидно, что в условиях дальнейшего всестороннего распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отечественная правоприменительная практика нуждается в совершенствовании, в первую очередь – в принятии на законодательном уровне специальных механизмов, обеспечивающих исполнение судебных решений.
В представленном законопроекте, одобренном Госдумой, предлагается внести в действующее законодательство Российской Федерации ряд изменений. Прежде всего, они направлены на исполнение требования об удалении сведений из сети Интернет в том случае, если эти сведения порочат честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.
Если лицо, распространяющее не соответствующие действительности сведения, после того, как будет установлен срок добровольного исполнения требования об удалении распространяемых сведений, не примет меры для пресечения или запрещения дальнейшего распространения данной информации, предусмотрена возможность судебного пристава-исполнителя ограничить с помощью соответствующего постановления доступ к данным сведениям, находящимся в сети Интернет. В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления, судебный пристав-исполнитель должен направить его в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за деятельностью средств массовой информации и телекоммуникационных сетей. Этим органом, как известно, является Роскомнадзор и его структурные подразделения. После того, как постановление судебного пристава-исполнителя будет получено Роскомнадзором, специалисты последнего должны будут обеспечить условия для блокировки ресурса, на котором содержится порочащая честь, достоинство или деловую репутацию информация.
Недостатком законопроекта является отсутствие в нем прописанного правового механизма разблокировки сайтов после удаления информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию. Таким образом, информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию, сближается с экстремистскими материалами, которые, согласно российскому законодательству и правоприменительной практике, не подлежат разблокированию.
Зинаида Янович, адвокат Адвокатской палаты Московской области.
Источник https://businessandwoman.ru/novosti/zakonoproekt-o-blokirovke-porochashhih-svedenij-v-internete-proshel-pervoe-chtenie/